Испытание и настройка модели самолета из потолочной плитки Цессны-150(Cessna-150) Часть-5
Это пятая и, наверное, заключительная часть о Цессне 150 из потолочной плитки, которую я построил своими руками. Здесь я поделюсь опытом первых полетов, и расскажу о выявленных ошибках и их устранении, а также модернизации этого пенолета.
Сразу скажу, что несмотря на первые неудачи я все-таки довел самолет до пригодного к полетам состояния. Но обо всем по порядку.
Первые запуски
Почему именно запуски, а не полеты? Потому что самолет не полетел сразу. Самолет пытался резко взмыть вверх, потом его кренило на сторону и он втыкался носом, при этом не было достаточно скорости чтобы он как-то слушался рулей.
Таких запусков я сделал около четырех. Пока не убедился что дело не в моих умениях управлять моделью, а что-то не то с самолетом. Их могло быть и больше, но после очередного запуска серьезно поломалась передняя часть фюзеляжа.
Проблема оказалась в неправильной центровке. Я думал что если сделал все по чертежам, значит больше ничего настраивать не нужно, но оказалось это не так. Центровка задается расположением основных весомых деталей, в данном случае аккумулятора. Также можно влиять на центровку перемещением крыла, ближе к хвосту - передняя центровка, то есть нос становится тяжелее относительно хвостовой части.
Если не отцентровать самолет, можно даже не пытаться взлететь - не получится.
Центровка самолета
Делается центровка просто: нужно измерить хорду крыла (ширину), у меня она 175мм, и отметить с обеих сторон фюзеляжа на крыле, от передней кромки 28%, это будет 49мм. Если подвесить самолет за эти места, то с правильной центровкой он должен висеть горизонтально. Другими словами - центр тяжести самолета должен находится на расстоянии примерно одной трети хорды крыла. Без этого обязательного условия самолет не полетит.
Для того чтобы убедиться в правильтом распределении веса модели можно не включая мотора поднять самолет над головой, разбежаться и отпустить самолет на секунду и подхватить его снова. Вы почувствуете, летит самолет или нет.
Ремонт после первых запусков
После попыток запуска без центровки, у самолета отломалась передняя часть фюзеляжа вместе с моторамой.
Преимущество модели из потолочной плитки - это ремонтопригодность. Любую деталь можно либо сделать заново, либо отремонтировать. Я решил не клеить заново фюзеляж, а переделать только носовую часть.
Предаварительно подрезал кромки на которых лежит крыло, сделал их параллельно стабилизатору. Может этого делать и не стоило, но мне казалось что это также как и неправильная центровка способствовало резкому подлету вверх при старте.
Далее срезал под углом носовую чать фюзеляжа и вклеил два куска пеноплекса, который купил в строительном магазине.
Такая переделка оказалась очень простой и прочной.
Шасси из бамбуковых палочек, которые потребовали существенных затрат времени на постройку оказались не достаточно крепкими и при первых же авариях отломалась одна стойка.
А вообще, если летать на поле и садиться в высокую траву, что на начальном этапе я и рекомендую, можно шасси совсем не делать.
Доработка крыла
Изначально крыло было ровным, то есть обе части параллельны друг другу. А как известно для лучшей устойчивости в полете требуется чтобы между правой и левой половиной крыла был небольшой угол, это называется V-крыла.
Чтобы не переделывать крыло полностью решил нарастить с каждой стороны по 24см, расположив эти части под углом кверху. Такая конструкция выполняет ту же функцию автостабилизации что и V-крыла. При крене самолета вправо левая часть оказывается близкой к вертикальному положению и теряет подъемную силу а правая наоборот опускается в горизонтальрое положение и увеличивает подъемную силу тем самым препятствует правому крену и возвращает самолет в горизонтальное положение.
Повторные испытания
Наконец самолет полетел, хоть и не совсем так как хотелось.
На этот раз самолет стал летать по кругу, руля высоты слушался хорошо, а вот разворачивался налево с большим трудом, стремился сам повернуть направо.
Триммирование возможностями передатчика не сильно исправляло картину.
Также в ходе этих испытаний выяснилось что новый нос из пеноплекса оказался на удивление прочным. После таких втыканий носом старая конструкция не выдержала бы, а пеноплекс живет до сих пор.
Регулировка и настройка геометрии Cessna-150
Как выяснилось моя Цессна летала криво по двум причинам. Во первых была неровной хвостовая часть фюзеляжа. Из-за этого стабилизатор и киль были повернуты немного в сторону.
Пришлось подрезать одну сторону фюзеляжа, отогнуть, вклеить распорку и укрепить это место отрезками потолочной плитки сверху и снизу.
Во вторых посадочное место под крыло было с перекосом, из-за чего правая часть крыла была выше чем левая относительно стабилизатора.
Подточил бруском с наждачной бумагой.
Увеличение площади элеронов
Так как крыло стало больше чем изначально в чертежах, решил также увеличить площадь элеронов.
Сделать это просто - срезал по 7 мм с задней кромки элеронов и приклеил отрезок потолочки стык в стык. Прочности такого соединения вполне хватает.
Такая доработка себя оправдала, самолет уверенно управляется по крену, эффективность остальных рулей достаточна.
Окончательные испытания
На днях ездил учиться летать на параплане, но днем был ветер, инструктор сказал что погода для новичков приходит после 19 часов, когда солнце приближается к горизонту и стихает ветер.
Это правило подходит и для первых полетов моделей на радиоуправлении. В безветрие намного легче и безопаснее научиться летать и не разбить свою Цесну из потолочки.
По управлению хочу заострить внимание, что вопреки советам, популярным в инете, использовать при развороте только элероны и руль высоты, я убедился что лучше сразу выполнять развороты правильно, как на больших самолетах: одновременно оба стика влево и немного руль высоты на себя. То есть крен элеронами с одновременным поворотом руля направления в ту же сторону. Это не сложно, получаются аккуратные развороты и так проще справляться с внезапными порывами ветра.
Бортовая электроника
![]() |
1200kv Outrunner Brushless Motor |
Ссылка на мотор |
![]() |
Propeller 8060/9050 |
Ссылка на пропеллер (подойдет 8060 или 9050) |
![]() |
15A - 20A SimonK Brushless ESC with 5V BEC |
Ссылка на регулятор мотора |
![]() |
SG90 9g Mini Micro Servo (4шт.) |
Ссылка на сервомашинки (4шт.) |
![]() |
7.4V 1000mAh 25C Lipo Battery |
Ссылка на аккумулятор |
![]() |
Li-po Indicator Low Voltage Alarm |
Ссылка на сигнализатор разряда аккумулятора |
![]() |
IMAX B3AC LIPO Battery Charger 2s 3s |
Ссылка на зарядное устройство |
Заключение
Как первый самолет из потолочки, цессна получилась легко управляемой и устойчивой. Благодаря увеличенному крылу можно летать с малой скоростью. При потере скорости модель сама опускает нос, немного разгоняется и продолжает лететь дальше, при этом теряет совсем немного высоты.
Как минус - увеличенное крыло чувствительнее к ветру, поэтому для начала крайне рекомендую проводить полеты вечером, когда наступает штиль.