Модель комнатного сверхлегкого самолета

Самодельный миниатюрный комнатный самолет весом 4г

Модель имеет высокое расположение крыла (рис. 4) и трубчатый фюзеляж с наружным размещением резиномотора. Фюзеляж выполнен из бальзового шпона толщиной 0,3 мм. Бальзовый шпон можно заменить тонкой березовой стружкой. Шпон пропитывается кипятком, после чего его надо скрутить в трубку на стальном прутке диаметром 5 мм и обмотать ниткой, как показано на рисунке 3.

 

После просыхания трубка проклеивается эмалитом и заделывается с двух сторон бобышками из бальзы или пробки.

Профиль крылаФюзеляж

В задней части фюзеляжа устанавливается крючок из стальной проволоки 0,4 мм. Для этого можно использовать вместо проволоки также басовую струну. Крючок крепится к фюзеляжу шелковыми нитками, которые должны быть аккуратно намотаны и смазаны эмалитом. Крыло изготовляется из сухой травы (тимофеевка, лесной мятлик). Надо подобрать несколько заготовок из травы толщиной 0,8 мм и 0,36-0,4 мм. Передняя и задняя кромки крыла делаются из травы толщиной 0,8 мм. Закругления и нервюры изгибают из травы толщиной 0,4 мм. Крыло, как это видно по чертежу, имеет довольно сложную форму при виде в плане. Изгибание травы в местах расположения закруглений и элевонов, а также изгибание нервюр производится на лампочке или на электропаяльнике.

Резиномоторный самолет

Прежде чем приступить к сборке крыла, нужно изготовить плаз-стапель, который позволяет ускорить сборку и повышает ее точность. Для этого следует вычертить крыло в плане на фанере или на целлулоиде толщиной 2 мм. Затем внутренняя часть контура крыла вырезается, и получившийся лист с большим отверстием наклеивается на плаз (рис. 3). Теперь надо подобрать кусочки травы для кромок, закруглений и нервюр. Кромки из травы следует изогнуть по контуру крыла и соединить их между собой нервюрами. Концы нервюр заостряют и вставляют на клею в щели в кромках (рис. 1). Задние кромки концевой части крыла и закрылки-элевоны должны быть отогнуты задней кромкой кверху, как показано на чертеже. Это называется отрицательной закруткой крыла (рис. 4).

Резиномоторный самолетРезиномоторный самолет

Винт — наборной конструкции, собирается аналогично крылу. Каркас винта выполнен из сухой травы и закруглений из тонких прожилок бамбука, которые вставляются в кромки лопастей. Винт усилен лонжеро-ном из сухой травы толщиной 1,5 мм, проходящим вдоль обеих лопастей. Ступица винта — из бамбука, к ней крепится ось винта, изготовленная из проволоки ОВС толщиной 0,4 мм или из струны. Подшипник винта изготовлен из целлулоида толщиной 2 мм. Резиномотор состоит из трех ниток резины круглого сечения или сечения 1X1 мму длиной 330 мм. Хвостовая часть фюзеляжа и вертикальное оперение (киль) выполнены целиком из травы. Киль изогнут из травы толщиной 0,3 мм, хвостовая балочка — из травы толщиной 0,7 мм. Хвостовая балочка крепится к задней бобышке фюзеляжной трубки. Обтягиваются крыло и киль микропленкой. Микропленка приготовляется обычным способом. Наша модель обтянута цветной микропленкой. Обтяжка должна проводиться следующим образом (рис. 6). Подготовленную для обтяжки поверхность модели смазывают раствором сахара в воде, а затем деталь накладывают на микропленку смазанной стороной и слегка прижимают. Пленка обрезается мягкой кисточкой, смоченной ацетоном.

Резиномоторный самолетРезиномоторный самолет

При обтяжке модели не следует допускать отставания частей крыла и киля от микропленки, иначе при обрезании будут образовываться дыры. Заделка небольших дыр производится сухой микропленкой, предварительно наклеенной по внешнему контуру на лист бумаги. Необходимая заплатка (бумага с микропленкой) аккуратно вырезается ножницами и накладывается на ремонтируемое место обтяжки. Регулировку модели надо начинать с регулировки на планирование. При этом модель не должна «задирать нос» (кабрировать) или планировать отвесно вниз (парашютировать). Угол планирования модели необходимо подобрать равным 20-25°. Достигается это путем последовательных запусков модели. Причем перед каждым запуском производится симметричное изгибание концов крыла, то есть изменение отрицательной закрутки крыла. Делать это надо очень тщательно, чтобы не поломать тонкие кромки.

Резиномоторный самолетРезиномоторный самолетРезиномоторный самолет

Если модель плавно планирует под нужным углом, можно приступать к ее регулировке на продолжительный полет кругами. Полет модели по кругу осуществляется поворотом киля в сторону. При этом диаметр круга должен быть не менее 10 т. Набор высоты должен быть плавным, на малой скорости, иначе модель быстро достигнет потолка в зале и полетного достижения не будет. Модель в моторном полете регулируется смещением оси винта. Если модель имеет тенденцию к кабрированию, то ось нужно опустить вниз, при пикировании ось поднимают вверх. Изменение наклона оси винта производится путем изгибания подшипника пинцетом. Для уменьшения вертикальной скорости модели надо подобрать резиномотор под винт. Только убедившись в том, что модель хорошо отрегулирована и не «скребет» потолок, можно запускать ее на соревнованиях.

Основные данные модели следующие: длина — 460 мм, размах — 720 мм, угол поперечного V крыла — 19°, установочный угол крыла — 3, отрицательная закрутка консоли — 15°, шаг винта — 900 мм, полетный вес —4 г. Центровка модели видна на рисунке 5.